переправа



«Туристические» суеверия: досуг не для православных



Опубликовано: 6-07-2018, 11:31
Поделится материалом

Вера


«Туристические» суеверия: досуг не для православных

 

Лето в разгаре, настроение чемоданное. Перед поездкой нам предлагают совершить ритуалы и обычаи, что прочно вошли в обиход и кажутся невинными шутками и приключениями. Ну, что такого: потрешь пятку бронзовому истукану — и будет счастье, а это интереснее, чем монотонный рассказ экскурсовода. На самом деле из-за подобной «ерунды» мы рискуем совершить кощунство, нарушить заповеди и даже потерять право называться христианами.

 

Вместе с кошкой держитесь за угол

 

Собираясь в отпуск, просматриваем сайты туроператоров и изучаем достопримечательности, а там — вполне серьезные советы и памятки для туристов. Панибратски-доверительным тоном, обращаясь к вам на «ты», безымянный «мудрый старший брат» советует: присядь на дорожку, посмотрись в зеркало — иначе пути не будет. Перед сидением обязательно подержись за угол (причем это важнейшее требование касается и домашних животных), иначе неприятности гарантированы. И не вздумай возвращаться, даже если забыл путевки, документы, деньги — тогда и прочие беды тебе точно обеспечены. Ну, а если без паспорта никак, то, так и быть, возвращайся, но пятясь задом наперед. Не роняй ключи (домой не вернешься), набирай с собой побольше вещей, даже если неподъемные (они — твоя связь с домом). Выходя за порог, хорошо бы усадить первым в такси мужчину, а в аэропорту ждать вылета рядом с попутчицей в красном. На трап не ступай с левой ноги, на борту не свисти, не тычь пальцем в небо, не фотографируй самолет и складывай пальцы правой руки крестиком при взлете. А как только доберешься до другой страны, не спеши на улицу, а для начала выверни вещи наизнанку, чтобы заморочить голову местным духам.

 

Вряд ли кто-то читает это с серьезным лицом, но подсознание «наматывает на ус», и черные кошки вкупе с пустыми ведрами по пути в аэропорт и на вокзал заставляют сердце туриста биться сильнее. А традиция присесть на дорожку многими считается исконным русским обычаем и свято исполняется.

 

Сотрудник миссионерского отдела Тульской епархии Алексей Ярасов комментирует: «Да, эти смешные и нелепые на первый взгляд суеверия очень живучи, потому что корнями уходят в первобытную древность и затрагивают загадочную область бессознательного. Они подпитываются неосознанными мотивами и страхами человеческой души. Каждый считающий себя православным может противостоять этому, утверждаясь в вере. Верить в суеверия взамен веры в живого, личного Бога есть тяжкий грех, поэтому веры в те или иные суеверия (в пустое, суету) не должно быть у православных христиан, знающих о всеблагом и премудром Промысле Божием».

 

Позвоним в колокольчик?

 

Выход из дома, самолет или поезд, схождение по трапу на «берег турецкий» — только начало искушений суевериями, самое-самое начинается после приезда.

 

На пути, скажем, в Индию вы убедитесь, что безымянный бывалый путешественник во всемирной сети охотно поделится с вами опытом странствий и «духовных» отправлений. Он легко посоветует вам, скажем, «совершить парикраму — обход храма (или любого священного предмета или места) по ходу солнышка», а также напомнит, что, «войдя в храм, принято звонить в колокольчик — предупреждать хозяина (храм — дом бога) о своем приходе». Можно получить и такие практические советы: «Обычно вы можете подойти к алтарной части и оставить подношение, цветок, фрукты (надо знать, какие можно приносить), сладости (какие подходят), или просто оставить донейшн (пожертвование) — его можно положить прямо к алтарю. Брамин сам все сделает, как надо — купит на ваши деньги ароматические палочки или масло для светильника. После того, как вы оставили подношение — оно уже принадлежит не вам, а богу, божественному, и он сам будет распоряжаться им».

 

Или, к примеру, вот такие популярные «лайф-хаки»: «В храмах побольше вы сможете совершить обход алтаря внутри храма (обычно у задней стены, за спиной статуи бога (мурти) останавливаются и поклоняются еще раз). Если брамин присутствует, то он может провести для вас что-то типа коротенькой пуджи — дать прасад в виде ложечки воды или молока или сока кокоса или еще чего-то очень сладкого и вкусного — его принимаете в правую ладошку, подставляя под нее левую, часть отпиваете, остальным окропляете макушку головы — это святая вода. Аналогично поступаете с огнем (после службы пуджари подносит огонь всем находящимся в храме (если народу много — то символически, вы издалека зачерпываете его, как можно разбрызгивать воду аналогично православию). Вы руками (символически) зачерпываете огонь, вернее его энергию над горящим пламенем и тоже омываете им себе голову».

 

Благоговейный трепет у неискушенного русского туриста наверняка вызовут и фразы вроде этой: каменные изображения богов «…пропитаны энергией десятков поколений. Иногда в простеньких полупустых деревенских храмах появляется удивительное ощущение — сильнее, чем в самых знаменитых!» Размышления о «благодати святых мест» индусов, как ничто другое, трогают чувствительное сердце.

 

Также добродушные советчики предлагают испробовать такую экзотическую «фишку» — «…поставить себе точку на лоб за 10 или 20 рупий». Этот с виду невинный аттракцион — ни что иное как зримое исповедание чужой религии.

 

Эта самая точка, «ти́лака» или «ти́лак» переводится с санскрита как «священный знак». Верные последователи индуистской религии рисуют его сандаловой пастой и другими природными красками. У последователей разных течений «точки на лбу» и символы на других частях тела выглядят по-разному, это своего рода «символ веры» — опознавательный знак единоверцев. Можно представить, какие чувства испытывают местные жители по отношению к раскрашенным туристам-иноверцам, далеким от их верований. Интересно, как в этой культуре крутят пальцем у виска?

 

Вот такие незамысловатые уроки основ индуизма можно отыскать в русском сегменте интернета. А ведь в переводе с санскрита «пуджа» — это «молитва и поклонение», словом, вовсе не детская игра в индусов, а настоящий религиозный акт для выражения преданности божеству, которому предлагается пища и цветы. По всем параметрам полноценный языческий ритуал. Исполни все по инструкции, и, по большому счету, ты уже отрекся от своей веры.

 

Миссионер Алексей Ярасов так оценивает подобное поведение: «Для многих россиян стало традицией ездить на отдых в азиатские и восточные страны. Помимо пляжного отдыха, им предлагают экскурсии по культовым местам — буддийским и индуистским храмам. Там наши туристы, часто не понимая смысла совершаемых ими действий, участвуют, по сути, в обрядах поклонения экзотическим божествам. Местные гиды, к примеру, предлагают воскурить ароматическую палочку и совершить небольшой поклон перед каким-либо культовым изваянием, сложив ладони рук перед собой. И многие наши туристы это делают, считая это некой красивой местной традицией, данью уважения встречающей стороне, или, того хуже, неким обрядом, который принесет им счастье и удачу. При этом многие совершающие это считают себя православными. Конечно, такое проявление «туристических» суеверий и сопряженных со всем этим действийдля православных недопустимо. Кто совершал такое по незнанию, непременно должен рассказать об этом священнику на исповеди».

 

К слову, в ветхозаветном мире участь легкомысленного туриста решилась бы так: «Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен» (Исх.22:20), причем к истреблению идолопоклонника по закону приложили бы руку его близкие.

 

Евангелие не призывает к расправе над грешником, но категорично осуждает грех. Святой апостол и евангелист Иоанн восклицает: «Дети! Храните себя от идолов» (Ин.5:21). В Откровении он говорит гораздо жестче: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр.21:8). Не умалчивает об этой беде и апостол Павел: «Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения. Я говорю вам как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю. Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника? Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1Кор.10:14-21). 

 

Ритуалы на «русском море»

 

На курортах Краснодарского края для жизни и отдыха есть абсолютно все: молодые горы, ослепительная природа, море и вина. Одна беда: негде работать местным жителям, кроме как в сфере обслуживания отдыхающих. Поэтому несколько месяцев в году они трудятся изо всех сил, и большинство усилий направлено на продвижение туристических услуг. Правда, здесь очень мало православных храмов на душу населения, и это сказывается на душевном устроении работников и настроениях предпринимателей. Среди этих гор гораздо больше, чем церквей, остатков древних языческих капищ и до сих пор неосмысленных наукой сооружений — дольменов.

 

Чем только не завлекают туристов к этим примитивным каменным четырехугольникам с крышей и круглым отверстием посередине! «Знали бы, что такое, ни за что не пошли бы», — с разочарованием говорят многие путешественники. Но именно к дольменам ведут все горные маршруты — экстремально-пешие, на джипах, квадроциклах и лошадях.

 

Несведущие в культуре и археологии этих мест задаются вопросом, а как вести себя возле дольменов? Вот прямая цитата одного из местных ресурсов: «Важно почувствовать, что вам надо! Что вы хотите получить? Или спросить? Какой важный вопрос вы должны и можете задать? И здесь ритуал или поведение выстроятся сами собой. Снимать или не снимать обувь — вы будете чувствовать сами. Кланяться или не кланяться, а может, это делать мысленно, чтобы не смущать других людей? Вы это будете знать наверняка. Важно не шуметь у дольменов, уважать себя и других, тем более не ругать кого-либо. Здесь ваши Предки. И как знать, может, вы тоже когда-то закрывали крышку какого-то дольмена?.. Издревле дольмены наделяли чудодейственной силой, верили, что они могут вернуть любовь, помочь обрести душевную гармонию, усилить интуицию, наделить мудростью, а могут… и наказать, если относиться к ним непочтительно».

 

Вот такие магические руководства. Вернись в каменный век. Поклонись камешку, мысленно обратись к предкам. Забудь Истинного Бога, Он далеко. Все блага можно получить и без Его участия, а не ублажишь камень — будешь сурово наказан.

 

Измена Богу с тем, что всего лишь является его творением, очевидна. Сразу приходит на память ветхозаветное: «Иудея … явным блудодейством …осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом» (Иер.3:8-9). В Библейской энциклопедии архим. Никифора (Бажанова) также говорится: «Согласно Откровению, идолопоклонство обнаруживает такие сильнейшие нравственные болезни как омрачение сердца и безумство (Рим.1:21). Кроме того, хочет того человек или нет, оно вводит его в непосредственное общение с бесами (1Кор.10:20). Насколько велик перед Господом грех поклонения кумирам, видно и из того, что если союз человека и Бога уподобляется брачным отношениям, то служение идолам — прелюбодеянию, блуду. Сказать больше, идолопоклонники не просто уподобляются блудникам, они находятся с ними в едином преступном ряду (1Кор.6:9-10)».

 

Получается, православный верующий должен сохранять бдительность даже на отдыхе, подходя ко всему разумно и осмысленно и адекватно реагируя на подобные предложения. Другой вопрос, а как адекватно вести себя в такой ситуации? Устраивать громогласную обличительную проповедь экскурсоводу и группе, отговаривать от такого поведения, скорее всего, бессмысленно. Но, если вы не будете сами следовать общему примеру — толпиться в очереди к «месту силы», а, напротив, отойдете в сторонку полюбоваться водопадом, возможно, кто-то этому удивится и даже обратится с разумным вопросом, почему вы не стали участником долгожданного (сколько по горам тряслись!) магического действа. Тогда и настанет благоприятный момент, чтобы поговорить о вере и суевериях. Узнав причину вашего «бойкота», всякий задумается

 

Город святого Петра пахнет … фимиамом

 

Впрочем, чтобы познакомиться с магическими обрядами и «развлечь» себя простыми и необременительными языческими жертвоприношениями, заодно задобрив духов, совсем необязательно ехать куда-то далеко. Отправимся, например, в Санкт-Петербург.

 

В северной столице географические масштабы не тибетские и даже не краснодарские, но количество туристических «мест силы» на один квадратный километр зашкаливает. И благая цель под гордым названием «развитие российского туризма» подкидывает в топку дров. С иронией или без таковой дипломированные музейщики и вольные экскурсоводы наперебой рассказывают доверчивым приезжим о суеверных традициях города на Неве. И экскурсионные автобусы охотно везут их туда, где можно не только купить сувениры и сфотографироваться, но и, так сказать, оставить свой след в истории и соцсетях — погладить грифона, прикоснуться к уху бегемотихи, начистить нос Остапу Бендеру, и так далее. Вот, кстати, прямая цитата одного из авторитетных музейных интернет-ресурсов Санкт-Петербурга: «Идолы Кунсткамеры. Рядом с индейскими богами, стоящими во дворе Кунсткамеры, нельзя говорить неправду — иначе последует незамедлительная кара. Поэтому во дворик Кунсткамеры часто приходят влюблённые выяснять искренность своих чувств. В Петергофе на террасе у дворца Монплезир установлена фигура бога морей Нептуна, которую считают первой в России скульптурой светского содержания. Принято на удачу одновременно потереть обе ноги Нептуну и оставить монетку. Дерево желаний, Кронштадт. Монетки, завернутые в бумажки с желаниями, забрасывают в гнездо совы, сидящей на ветке. Когда записка достигла цели, нужно обойти вокруг дерева три раза. Загадать желание можно также, просто нашептав его на ухо, которое расположено сбоку на стволе. Если после того, как желание было загадано, колокольчики на ветвях дерева начинают звенеть, значит, оно сбудется».

 

Многочисленные поклонники Чижика-Пыжика, мечтающие посидеть на коленях у Петра Великого и подержаться за большой палец ноги Атланта просто за компанию или ради достижения замечательных целей здоровья, красоты, долголетия и скорого замужества, даже не догадываются, что реализуют принципы магии. Ведь, по словам протоиерея Александра Меня, «…магизм — не просто магия, колдовство и гадание, но образ мышления». Следуя ему, мы верим, что при помощи неких манипуляций можем изменить свою жизнь и судьбу, что «высшие силы» можно задобрить и подкупить, и в ответ на пустяшное подношение «божеству» или такому вот питерскому артефакту в глубине души надеемся получить желаемое.

 

Так подспудно прививается привычка к бессознательным действиям, к незаметному для совести греху, который мы и за грех-то не считаем. Душа страдает из-за пустяка, а дьявол в мелочах: бросили монетку, постояли под чудо-деревом с мыслями о желанной новой машине или квартире — и вы уловлены.

 

Помимо невидимого духовного вреда, происходит и вполне зримое вредительство старинному городу — сотни памятников культуры ежегодно страдают от произвола туристического язычества. О масштабе духовной беды лучше всего могут рассказать сотрудники служб городского благоустройства, которые ежемесячно срезают тонны свадебных замков с выброшенными в речку ключами и километры цветных ленточек с горячо почитаемых культурных объектов, а те из них, кто собирает мелочь из фонтана, видимо, имеют неплохой постоянный приработок.

 

Возможно, и питерские работники ЖКХ, и туриндустрия, и музейное дело понесут убытки, если возле каждого из таких артобъектов разместить баннер, цитирующий первую и вторую заповедь: «Я — Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня» (Исх.20:3). «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им» (Исх.20:4-5).

 

Ну что, поводим хоровод?

 

Стоит упомянуть еще об одном очень популярном направлении туризма, замешанном на идолопоклонстве, суевериях и неоязычестве. Это так называемый экологический туризм. Поклонники оккультного творчества Мегре и его книг из серии «Звенящие кедры России», оказывается, еще не перевелись. Они переживают новый расцвет своих идей на волне общественного интереса к экологии и популярному «природному образу жизни» — создают поселения, устраивают фестивали и палаточные лагеря для молодежи в этническом стиле, открывают клубы знакомства и регистрируют общины. Много любителей «русской культуры» с удовольствием едут провести выходные на природе — увозят из пыльного города пожилых родителей и детей, чтобы всей семьей поводить хороводы, отведать травяных напитков и яств без химии на свежем воздухе.

 

Алексей Ярасов в статье «Оккультно-неоязыческое движение анастасийцев» рассказывает, что только в одной близкой к Москве Тульской области «в настоящее время действуют или заявлены целых 16 «Родовых Поселений». Названия — говорящие: это экопоселения и экопоселки «Родовое», «Велесово», «Славное», «Ведрусское поселение Родовых Поместий «Живая картина», «Содружество родовых поместий «Красивая сказка», «Явь», «Радославль», «Поселение родовых поместий «Долина Радости», «Настоящее», «Озарения», «Поселение родовых поместий «Светодар» и многие другие. Иногда там селятся просто дачники, не вникающие в философию неоязычников.

 

По словам миссионера, под видом всенародной акции ко Дню Победы «Посади свое дерево» анастасийцы приходят со своей оккультной идеологией в школы. В их буклетах содержится неоязыческий ликбез: высадка деревьев «поможет душам воплощаться на земле», есть также «молитва дереву». Если вы приехали за чистотой и экологией, вам предложат погулять на природе, послушать занимательные лекции, поиграть и поводить хороводы в национальных костюмах, после чего провести обряд славления и пообщаться… с камнями.

 

Алексей цитирует информационные ресурсы неоязычников: «У нас, как и у наших предков, природное мировоззрение, что позволяет делать нашу жизнь на Земле счастливой, свободной и неотягощённой городскими, социальными и межличностными напрягами». Или вот такое: «Самым важным, но не единственным жизненным принципом для нас является осознание себя частью приРОДы! Стремление к энергетической гармонии и единству семьи, поэтому обязательным условием для соседства с нами является состояние в семье… Желательно, чтобы вы были вегетарианцы. Кушайте в своем поместье, что хотите, только не убивайте на территории. Это негативно будет сказываться на энергетике всего поселения».

 

От себя добавим, что чиновники из сферы культуры и политические партии по всей стране горячо приветствуют и поддерживают активистов, возрождающих «русские национальные обычаи» и проводящих массовые культурные мероприятия патриотической направленности по собственной инициативе и (что особенно важно!) без привлечения средств из бюджета. А в содержание этих мероприятий и верований участников никто не вникает. При этом все, что связано с понятиями «русскости», «исконных традиций», «веры наших предков» и «древней славянской культуры» в глазах большинства россиян обладает особой привлекательностью.

 

Кстати, о здоровом образе жизни неоязычников стоит сказать отдельно: несколько облюбованных ими мест оказались расположенными… в Чернобыльской зоне, где местные жители из-за радиационного фона получают социальное пособие.

 

Не отрекаются, любя

 

Жития мучеников первых веков христианства очень похожи. Их сюжет укладывается в несколько событий: от святого потребовали поклониться языческому божеству и отречься от веры во Христа, но он устоял и был предан страшной казни. Таковы жизненные истории мучеников Петра, Дионисия, Андрея, Павла, Христины, которые пострадали во время самых жесточайших гонений при императоре Декии, исповедуя веру и любовь ко Христу.

 

С точки зрения современного обывателя (в том числе бывалого туриста), люди жертвовали собой из-за пустяка. Всего-то и требовалось, что воскурить фимиам, воздать почести императору или поклониться мраморной статуе. Это ведь так просто и обыденно! Отчего же первые христиане упрямо «шли на принцип»? Не жалели не только самих себя, но и самых близких?

 

Священник Дмитрий Березин считает: «В житиях святых я не помню ни одного примера мученика, который бы отрекся от Бога во имя спасения ближнего. Можем вспомнить яркий пример мученицы Софии, на глазах которой терзали ее дочерей — Веру, Надежду и Любовь — но она призывала их быть твердыми. А ведь просто гуманно и логично посоветовать детям отречься от Христа и жить дальше… без Бога. Мучители, издеваясь над матерью, после казни отпустили ее, и она вскоре умерла на их могиле. …Вся современная западная цивилизация ставит во главу угла жизнь человека, хотя в христианстве земная жизнь не главная ценность. Земная жизнь — это путь к Богу и с Богом, который должен продолжиться и после смерти».

 

Отдавая себя на волю летнего ветра странствий и перемен, будем же осознанно относиться ко всему, что мы видим, слышим и делаем в путешествии. И, пожалуй, лучшим напутствием станут слова священника Сергия Круглова: «Сегодня идол, который установил свою власть над миллионами, который вроде бы допускает свободу в исповедании религии, одежде, поведении, который вроде бы отменяет «ханжеские предрассудки» во имя «вседозволенности», но цепко старается держать своих подданных в узде и требует от них ежедневных жертв, — это дух потребительства, он же дух мира».

 

Мария Солунь

 

Метки к статье: Ярасов, Солунь
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "«Туристические» суеверия: досуг не для православных"
Имя:*
E-Mail:*