переправа



Волк или медведь?



Опубликовано: 7-09-2011, 18:53
Поделится материалом

Общество


 

Волк или медведь?

 

Что касается исконно русского тотема, то общепризнанным лидером, несомненно, является медведь, удачно выбранный в свое время символом московской Олимпиады. Упоминания о нем встречаются и в житиях двух наиболее почитаемых на Руси святых, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского; изображение животного даже запечатлено на иконах, посвященных этим подвижникам веры. В то же время, тотем ряда степных и тюркоязычных народов, как известно, волк, а у коренных народностей, населяющих обширные северные и дальневосточные территории России, это морж, кашалот. Можно заметить, что упомянутые животные, пусть отдаленно, но все же родственны по своей природе, ибо являются хищниками и, что немаловажно, не антагонисты. Так почему бы не рассматривать их в этом контексте в качестве неких образов, олицетворяющих три главные природные стихии нашего общего геополитического пространства: землю, океан и небеса. В этом ракурсе даже отвлеченно функциональное верховенство орла по вертикали выглядит не стремлением к непременному лидерству, а некоей миссией.

Используя уникальные возможности анимации, соответствующие заставки (или их цикл) на каналах общенационального телевидения несли бы куда более весомую смысловую нагрузку, нежели невнятные приторно-лубочные циклы типа Россия - это мы, которыми услаждали взоры многомиллионной телевизионной аудитории.

С сожалением приходится констатировать, что в определенно настроенных кругах в последние годы оформилась и развивается тенденция агрессивного противопоставления символа волка остальному, в том числе, славянскому миру, что не может не вызывать ответной неприязненной реакции. Негативную роль в восприятии европейским и, в частности, русским, сознанием данного тотема сыграла и печально знаменитая международная террористическая организация «Серые Волки». А ведь сепаратисты, наносящие наиболее ощутимый урон идее и процессу единения народов России, помнится, избрали именно волка в качестве устрашающего жупела. Между тем, можно заметно поколебать эти амбиции, грамотно проведя аналогии в виде целого ряда исконно русских фольклорных сюжетов, в которых волк выступает не только союзником излюбленных персонажей, в том числе, царского происхождения, личину которых он порой принимает, но даже именуется их братом, а ведь это теснейшее кровное родство. Таким образом, волк, наряду с медведем, является одним из традиционных тотемов славянских народов и эксплуатация его образа в качестве символа активного противодействия русскому мировосприятию, по меньшей мере, нелепо. Куда полезнее использовать факт наличия единого тотема у разных национальных общностей России в ином аспекте, придав ему объединительный пафос.

Можно еще подумать, учитывая национально-территориальную структуру нашей федерации и уже имеющийся мировой опыт в данной области, об использовании местных традиционных эмблем. К примеру, в той же единой Великобритании, тем не менее, принята система фигурных девизов. Так, в Шотландии это репейник, в Уэльсе - лук-порей, а в Англии - роза.

Рассуждая о системе государственных символов России, можно заметить, что все еще не востребована одна из традиционных составляющих герба, а именно девиз. Если согласиться, что национальная идея есть понятие многозначное и, помимо иных аспектов, включает в себя широчайший спектр мероприятий экономического, политического и культурологического свойства, а также совокупность специфических выразительных средств, то именно словесный девиз, передающий в лаконичной форме кредо или основные направления деятельности государства, мог бы заметно усилить смысловую нагрузку всего символа. К примеру, такие священные понятия, как Земля, Отчизна или сентенции типа: «Нас много - Россия одна».

Общеизвестны несколько художественных символов, прошедшие испытание тысячелетиями. И если крест, свастика, пентаграмма, бута символизируют фундаментальные духовные и философские понятия и категории, то иные, как то шестиконечная звезда, круг - стали своеобразными визитными карточками отдельных наций и этносов, графической квинтэссенцией их самости. Считал бы сверхзадачей в контексте рассматриваемой проблемы мобилизацию художественной и интеллектуальной элиты страны для создания графического символа России, единого и на все времена, который, будучи лаконичным, воплотил бы в себе все ее величие и многомерность, ее мессианское предназначение.

Рассуждая о прикладной грани проблемы, связанной с популяризацией системы государственных символов России, автор подразумевал бы, прежде всего, создание и продвижение в массовое сознание принципиально нового стильного направления. Представляющего, к тому же, заметный интерес для отечественного бизнеса. Обозначим для начала наиболее перспективные, с данной позиции, категории и группы населения, а именно: дети и юношество, средний класс и предприниматели всех уровней плюс популярные представители искусства и шоу-бизнеса. Нелишне напомнить в этой связи, что ставшее, увы, традиционным механическое тиражирование идеи не только не принесет ожидаемого эффекта, но непременно вызовет привычную реакцию активного отторжения, как навязываемой сверху инициативы.

Предлагаемый пилотный вариант прикладного (промышленного) аспекта задачи предполагает неуклонное следование высокому классу качества нового типа изделий, являющихся носителями государственной символики, на первом этапе их ограниченного производства. Им надлежит стать престижными аксессуарами, своего рода «джентльменским набором», как то элитные часы, авторучки, перстни-печатки, зажигалки, портсигары, браслеты, кулоны, запонки, брелоки, иные изделия из драгметаллов. Законодателями нового веяния призваны стать популярные личности, выведенные нами в отдельную категорию как важный элемент «раскрутки» нового стиля, его живые иллюстрации и рупоры одновременно.

Закономерно, что уже на втором этапе, согласно законам потребительского рынка, следует ожидать поток дешевых (доступных) копий и подделок. Но именно тогда можно будет констатировать возникновение массовой моды, чего бояться как раз не следует. Тем не менее, во избежание дискредитации самого стиля по причине неизбежного на этой стадии снижения качества, к нему следует соответствующим образом подготовиться. И не только экономически, работая на опережение, заблаговременно обеспечив промышленные мощности для производства продукции этого направления, но несколько иного класса и ассортимента (тем не менее, качественной!), тем самым снизив до минимума появление кустарной продукции. Но и юридически, утвердив соответствующие ГОСТы на продукцию данной категории, разрешив ее производство на конкурсной основе. А также ввести на все промышленные изделия, отображающие государственную символику, фиксированной процентной надбавки к стоимости, особо рассмотрев вопрос о целевом направлении аккумулирующихся таким образом средств.

Целесообразно на этом этапе отдать предпочтение производству товаров, являющихся воплощением ценностей, связанных с домом, уютом и здоровым образом жизни, включая посуду и игрушки, спортивные товары и одежду, а также сувениры.

Важно подойти к делу неформально, творчески. К примеру, если речь идет о производстве той же фарфоровой кружки, но, скажем, с гербом, можно предложить, как вариант, поместить здесь же портрет выдающегося соотечественника или национального героя, заслуги и личностные качества которого были бы бесспорны: Пушкина, Петра I, Чайковского, Суворова, Алехина, Жукова, Гагарина, Багратиона, Гамзатова и других. Этот несложный, на первый взгляд, прием позволяет путем совмещения в подсознании двух образов - государственного символа и общепризнанной личности - закрепить симпатию к одному непререкаемым авторитетом другого.

В то же время, важно соблюсти чувство меры и уважение к ментальности, изначально оговорив перечень предметов, на которых государственная символика не может быть нанесена ни в коем случае и закрепив эту норму юридически. Дабы не уподобляться тем же американцам, умудряющимся запечатлевать свой государственный флаг не только на нижнем белье, но и на предметах куда более интимного назначения.

Таким образом, второй этап промышленного тиражирования призван обеспечить широкую доступность престижных (и, значит, популярных) изделий с государственной символикой при обязательном условии соблюдения их должного качества.

Разработка и производство соответствующих аксессуаров к школьной одежде (галстуки, нарукавные, нагрудные и нашейные знаки, бэджи и прочее), а в ряде случаев, возможно, и новой формы представляется весьма привлекательной с экономической точки зрения. Как и возможность осуществления интересного эксперимента в одном из округов или районов Москвы или других городах России с привлечением к нему деловой и интеллектуальной элиты.

Вернемся же к американцам, о коих упоминали вначале. И, прежде всего, потому, что все же не стоит потаенно вздыхать, наблюдая сцены демонстративной любви, щедро напомаженные жизнерадостным бриолином. Лично я при этом, поверьте, неизменно испытываю за тамошних жителей чувство некоей неловкости. Не покидает ощущение показушности: словно кто-то пылко изъясняется в нежных чувствах в переполненном общественном транспорте. Возникают навязчивые ассоциации с дежурным общенациональным оскалом, именуемым почему-то улыбкой. Вовсе не ратую за угрюмость, но даже она, являясь искренним проявлением отношения к конкретному событию или человеку, столь же естественна, как не вымученная упражнениями со словом сыр улыбка. Не потому ли на глянцевитой незамутненной поверхности лучшего из миров нет-нет, да и разорвется очередной зловонный гнойничок вроде серии жутких малолетних расстрельщиков собственных одноклассников или всенародного, без тени застенчивости и намека на деликатность сюжета, отслеживания эпопеи с засохшими фрагментами, прошу прощения, семенной жидкости незадачливого главы государства, да еще затянувшейся до неприличия несмешной клоунады, именуемой почему-то демократическими президентскими выборами. Да мало ли чего... Нет, не все ладно в датском королевстве.

Именно здесь несколько лет назад разразился не нашедший, увы, освещения в отечественных СМИ нешуточный скандал, затронувший щепетильную тему формирования заокеанской нации. Так, был обнародован новый научный взгляд на историю заселения Северной Америки. Как оказалось, первыми переселенцами с европейского материка, заложившими основы этой цивилизации, были в подавляющем своем большинстве... гомосексуалисты, которых в бескрайних просторах материка привлекала, прежде всего, возможность надежно укрыться от пуританских устоев Старого Света. Предприимчивые американцы тотчас наладили, по этому случаю, выпуск компьютерных игр с соответствующими сюжетами и полными пикантных намеков сценками.

Так стоит ли так уж сокрушаться, подолгу косясь в закатную сторону, что не там де угораздило родиться. Приноровимся все же мерить собственную жизнь и судьбу своим, а не чужим аршином, не пытаясь уподобляться тем, кто, вопреки изобилию умных механизмов и еды, так и не может преодолеть комплекса культурной неполноценности.

За нашими спинами незыблемые пласты высочайшей духовности и святости предков, величественной многотысячелетней истории. А потому всем нам, как мне кажется, важно впредь бережнее относиться к традиционным символам собственной государственности. И дело не только в том, что с точки зрения геральдики сохранение древних герба и эмблем государства его историческими наследниками, то есть государствами с иным политическим строем, но образованными на том же геополитическом пространстве, не только вполне допустимо, но имеет прецедент на примере ряда европейских стран. Преемственность в этом вопросе убедительно продемонстрировала бы всему миру примат общенациональных непреходящих ценностей в современной России как над изжитыми догмами, так и сиюминутными политическими амбициями.

 

Фазиль Ирзабеков

 

Источник фото: doinitabejenaru.wordpress.com

 

Метки к статье: Ирзабеков, Гагарин, Суворов
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Волк или медведь?"
Имя:*
E-Mail:*